Библиотека

Антикварная мебель

Культура оставила нам в наследство богатый выбор разнообразных предметов обстановки. Каждый образец антикварной мебели, дошедший до нашего времени не просто случайная фантазия художника и искусство мастера-мебельщика. В своих формах и пропорциях предметы мебели отражают историю сменявших друг друга стилей, моды и исторических тенденций. В этих стилях, формируемых в зависимости от происхождения, образа жизни и статуса проявляются черты, наиболее характерные для той или иной эпохи.

Увлечение античностью отражается на формах мебели применением архитектурных шаблонов, отдельных деталей и целых фрагментов, заимствованных из богатого наследия римского искусства. Упрочение благосостояния городской буржуазии, окрепшей в средние века в отдельных странах Западной Европы, отражается во введении новых предметов в обстановку буржуазного жилища и придании им монументальных форм, рассчитанных главным образом на их прочность и долгий срок службы.

Торговля и колониальная экспансия отдельных стран, стремление к завоеванию новых рынков приводят Европу к знакомству с формами китайской мебели, которые вводят в свой обиход голландские мебельщики, впоследствии эти формы внедряются и в Англии.

В период временного мирного процветания той или иной страны в состав мебельных украшений входят, помимо элементов античного орнамента, атрибуты музыки, сельской жизни, садовые и полевые темы декора. Как только начинается война, милитаристские эмблемы и трофеи немедленно украшают спинки стульев, кресел и диванов, ящики комодов и дверцы шкафов и секретеров.

Порабощение колоний и ознакомление с новыми породами дерева отражаются на выборе материалов, вытесняя традиционные в замен на более прочные или экзотичные. Так в истории английской мебели различают век красного дерева, век атласного дерева и т.д.

Украшения на мебели постоянно отражают все, что есть нового в текущую эпоху. Ее пропорции и формы, за очень редким исключением, звучат в унисон с той архитектурой, которую мебель призвана дополнять.

Произведения мебельного искусства и предметы художественного декора сравнительно недавно нашли себе приют в картинных галереях и в музеях изящных искусств. Пополняется знание о них, формируются общие историко-антикварные обзоры по различным категориям и разделам мебели.

В подготовке данной страницы использовались работы проф. Н.Н.Соболева