Библиотека

Иконы, русская иконная живопись

Культура Древней Руси гармонична и многогранна. Она завораживает раз и навсегда, с первой встречи. Русь приняла христианство в 988 году при киевском князе Владимире Святославиче пор восточному византийскому образцу. Византия была хранительницей греческих традиций, к исходу античности преобразовавшихся в особый канон, яркий и одновременно строгий, исполненный напряженной духовности, что отразилось на своеобразии мировосприятия и новых культурных традициях Древней Руси.

Византийские иконы появились на Руси вместе со священными книгами и священниками новой веры. Много прекрасных икон было доставлено из Византии, много написано на Руси в те первые столетия после принятия христианства. По их образцу их русские мастера начали создавать свои. Византийский канон, укоренившись на русской почве, не мог долго оставаться неизменным. Он трансформировался и впитывал новое – красками и образами, именами и обрядами. С 11 века своеобразие русской иконописи становится заметнее. Массивные, тяжелые фигуры, резкие линии, контрасты цвета и светотени. Меньше утонченной легкости, зато больше мощи, сильнее эмоциональное воздействие.

Русская иконопись активно развивалась в недрах православной церкви как самостоятельное направление изобразительного искусства Древней Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.

Работы мастеров русской иконы вошли в историю мировых шедевров иконной живописи, таких как Феофан Грек (около 1340 — около 1410), Андрей Рублев (около 1360 — 1428), Даниил Черный (около 1350 — 1428), Дионисий (около 1440 — 1502), Гурий Никитин (1620 — 1691), Симон Ушаков (1626 — 1686), Федор Зубов (около 1647 — 1689) и др.

В традициях русского православия считалось важным иметь особое духовное пространство в доме для удовлетворения потребности души, защиты семьи и успешности всякого дела. Наряду с иконами Спасителя и Божией Матери, как правило, центральное место в доме православного христианина часто занимает образ святителя Николая Чудотворца, как великого праведника и особого молитвенника пред Господом, как святого, наделенного особой благодатью. Почитание Николая Чудотворца берет истоки из глубокой истории Руси. В домашних иконостасах так же издавна размещали иконы Сергия Радонежского и Серафима Саровского — самых чтимых святых на русской земле. Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика и целителя Пантелеймона, святого великомученика Георгия Победоносца.

Если Вы следуете традиция или по каким либо иным причинам хотите иметь домашний иконостас или добавить в него необходимую икону, мы поможем Вам в правильном подборе икон. Выбор икон для дома всегда индивидуален, здесь стоит прислушиваться не только к голосу вашего сердца, но и опыту специалиста. Важно, чтобы иконы были единообразны по художественной манере исполнения. По канону не допускается многообразия стилей, вносящих дисгармонию в чуткий душевный мир верующего.

В подготовке материалов данной страницы сайта использовались материалы работ Н. Майоровой, Г.Скокова