Библиотека

Букинистика

Букинистика традиционно относится к самым авторитетным сферам коллекционирования оставаясь довольно обособленной по сравнению с другими сферами рынка старого искусства. История книги — это составная часть истории культуры, а сама книга - «инструмент насаждения мудрости», наиболее полное и всестороннее выражение культуры человечества. Являясь памятником духовной культуры, документом истории литературы и, одновременно, артефактом, старинная книга принадлежит к фундаментальным ценностям, сохраняющим культурное наследие нации. Этим и объясняется неугасаемый интерес к старым фолиантам.

В древние времена единственным местом грамотности служили монастыри. Основатель и первый игумен знаменитой Троице-Сергиевой лавры, преподобный Сергий, со своими подвижниками, также занимался перепиской книг. За неимением бумаги святитель писал книги на бересте. Вообще береста в Древней Руси была самым распространенным материалом для писания книг.

В 1551 Царь Иван Грозный году обратил внимание на неисправность рукописных книг, говоря, что "божественные книги писцы пишут с неисправленных переводов и тем самым ошибку к ошибке прибавляют". Тогда Стоглавый собор постановил, чтобы священники исправляли те богослужебные книги, в которых замечены ошибки. Затем была строго запрещена продажа рукописных книг с ошибками. Чтобы избежать ошибок в рукописных книгах, следовало изменить сам способ их производства, то есть начать печатать.

Первым русским типографом стал диакон Московского Никольского Гостунского собора Иван Федоров, который в послесловии к первой изданной в России книге "Апостол", напечатанной в Москве в 1564 году, говорит, что начал изыскивать "мастерства печатных книг" в 1553 году. Немалого труда стоило устройство в Москве первой "русской печатни", если русские первопечатники (дьякон Иван Федоров и его товарищ Петр Тимофеевич Мстиславец) смогли приступить к делу только спустя десять лет.

Для типографии построили здание рядом с Никольским греческим монастырем, где потом находился московский "Печатный двор", и здесь 1 марта 1564 года была окончена первая печатная русская книга - "Деяния Апостольска и послания соборная и святаго апостола Павла послания". В конце 1570 года воевода киевский князь Константин Острожский задумал устроить в своем владении в Волынской губернии – Остроге – типографию для издания православных церковных книг, в которых тогда очень нуждалась южная Русь. Для этого был вызван печатник Иван Федоров и по желанию князя приступил к изданию Библии, для чего вновь отлил шесть церковно-славянских и греческих шрифтов разной величины. Однако же первой книгой, напечатанной в Острожской типографии, стала не Библия, а "Новый Завет с Псалтырью". Книга эта вышла в 1580 году в формате in-octavo, набрана она была самым мелким шрифтом и украшена гербом князя. Устроив Острожскую типографию, деятельность которой продолжалась до середины XVII века, Иван Федоров возвратился во Львов, но не смог выкупить свою типографию и скончался в крайней бедности 5 декабря 1583 года. Первой книгой, вышедшей из возобновленной московской типографии, стала "Триодь постная", начатая 8 ноября 1587 года и оконченная 20 декабря 1589 года. С тех пор книгопечатание в Москве более не прекращалось, несмотря на наступившее смутное время и пожар типографии в 1611 году.

В течение первых четырнадцати лет существования новой московской типографии одним из главных печатников был выше упомянутый ученик Ивана Федорова – Невежа, которому также обязаны знанием печатного дела многие московские типографщики, работавшие впоследствии. В царствование Михаила Федоровича московская типография устроилась окончательно и в 1645 году для нее было выстроено новое здание рядом с прежним. Первая русская типография за границей была открыта в Амстердаме по желанию Петра I купцом Иваном Тессингом. Отпечатанные Тессингом чертежи, книги и портреты дозволялось ему или его приказчику привозить к Архангельску, а также и в другие города "повальною торговлею с платежом указанных пошлин, на уреченное время с настоящего (1700) года вперед на 15 лет". Но предприятие Тессинга вскоре потерпело неудачу. Время петровских перемен коснулось и книгопечатания. В Московской типографии до 1708 года печатание старинных книг производилось одним славянским шрифтом, с 1 января 1708 года Петр I приказал печатать часть книг новым шрифтом, получившим название «гражданский шрифт». В гражданском шрифте, отлитом в Амстердаме и привезенном в Москву и уже здесь несколько измененном самим Петром, были сделаны небольшие уступки славянской азбуке, но при изобретении шрифта, безусловно, имелась в виду латинская азбука с небольшими изменениями, которых требовали свойства языка, обычаи и привычки прежних грамотеев.

С начала царствования Михаила Федоровича, при отправлении к иностранным дворам русских послов им ставилось в обязанность не только доносить обо всем виденном и слышанном на пути, но также по прибытии на место одновременно с вестями, которые они проведают, "что ныне в немецких государствах делается", присылать и выписки из выходивших в тех землях газет. Из таких посольских донесений и разных иностранных газет в московском посольском приказе составлялись извлечения, которые в форме рукописной газеты под названием курантов подносились для прочтения царю, а от него переходили к немногим приближенным лицам. Слово "куранты" происходит от латинского "currens", означающего "бегущий". Древнейший рукописный экземпляр русских курантов хранится в московском архиве министерства иностранных дел и относится к 1621 году.

Петр I вскоре после своего возвращения из-за границы решил учредить на иностранный манер печатный орган, посредством которого распространялись бы в народе известия о всех замечательных политических и внутренних событиях? Чем 16 декабря 1702 года был издан указ. Воля Петра Великого была приведена в исполнение весьма скоро – не далее чем через две недели после указа, 2 января 1703 года в свет вышел первый номер первой русской газеты, носившей следующее заглавие "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском и иных окрестных странах. Начаты в лето от Христа 1703, от генваря, а окончены декабрем сего же года". Ведомости печатались в количестве одной тысячи экземпляров, и раскупали их весьма охотно. В этом убеждает то обстоятельство, что многие, не имевшие возможности достать себе печатные экземпляры "Ведомостей", списывали их целиком. С 1711 года "Ведомости" начали выходить попеременно в Москве и в Петербурге.

С 1727 года издание "Ведомостей" прекратилось, а в следующем году их редакция перешла в Академию Наук, которая 2 января 1728 года и выпустила первый номер "Санкт-Петербургских Ведомостей". С 1729-го по 1740 год при этих "Ведомостях" выходили особые приложения, известные под названием "исторических, генеалогических и географических примечаний". С 1756 года в Москве стали издаваться особые "Московские Ведомости", первый номер которых увидел свет 26 апреля 1756 года.

С того времени в течение 68 лет, кроем упомянутых столичных "Ведомостей" в России не было других газет. И только в 1825 году Гречу Н.И. было разрешено издавать "Северную Пчелу", которая долго пользовалась громкой известностью.

Во время Семилетней войны русская армия заняла восточную Пруссию, и тогда в Кенигсберге было учреждено русское управление, одним из действий которого являлось издание газет, предназначенных для описания военных действий русской армии и опровержения известий берлинских газет. В 1758 году начала выходить на французском языке газета под названием "Gazette de Konigsberg", и другая – на немецком языке "Konigsbergische-Staats-Kreigs und Friendes-Zeitung", последняя издавалась до 1760 года.

Московская типография долгое время была единственной в России, поэтому ее деятельность не ограничивалась тесным кругом печатания исключительно церковных книг. С ее историей связаны труды справщиков - "книжных людей" древней Руси, занимавшиеся исправлением и редактированием рукописей, в первую очередь церковно-славянских текстов Библии. Во второй половине XVII столетия в московской типографии издавалось уже немало книг различного содержания. В XVIII веке в ней печатались и даже переводились книг по приказанию Петра I, а при императрице Екатерине II здесь издавались русские летописи под наблюдением митрополита Платона.

Первые отдельные картинки в старинных русских книгах появились еще в Библии, изданной в Праге доктором Франциском Скориной в 1517-1519 годах, хотя эти картинки и не имеют ничего общего с гравюрами, которые встречаются в старых славянских книгах. В России первой гравюрой на дереве принято считать изображение Евангелиста Луки, появившееся в виде приложения к первой напечатанной в Москве в 1564 году книге "Апостол". Отдельные гравированные листки появляются гораздо позже, во второй четверти XVII столетия, а листы, предназначенные собственно для народного чтения (так называемые лубочные картинки) появились не ранее конца XVII или даже начала XVIII века. В произведениях русской гравюры на дереве можно различить только две школы – Московскую и Киево-Львовскую. В XVIII веке стали появляться гравюры на меди, которые мало-помалу вытесняли гравюру на дереве.

Бурное развитие книгопечатания в России отмечается в 1747-1800 годах – открывались новые типографии для удовлетворения государственных нужд, не только в Москве, но и в Туле, Орле, Калуге, Вологде, Владимире, Костроме, Тамбове, Ярославле, а также в крепости святой Елизаветы. Стремительно развивалась сибирская и сельская типография. Указ императрицы Екатерины II от 15 января 1783 года, разрешивший заводить "вольные типографии", способствовал не только издательской деятельности в России, но и рождению индустрии книготорговли и дальнейшее распространение продукции книгопечатания среди граждан всех сословий.

Распространенность гражданской книги для массового читателя обособила и качественно новую категорию покупателей - ценителей редких старых книг или коллекционеров антикварной книги. Но по настоящему эра старого фолианта для России начинается в начале 19 века с Василия Степановича Сопикова. Он первый делает грандиозный шаг вперед в деле распознавания качества книги и ее распространения в России. С его легкой руки увлечение старой редкой книгой стало неотъемлемой частью истории книгопечатания и развития литературы. И, кажется, что по прошествии веков, эта страсть к антикварной книге только разгорается.

В подготовке данной страницы использовались материалы интернет-ресурсов