Старинные иконы XIII-XV столетий, написанные новгородскими мастерами, являются классикой древнерусской живописи. Не так много икон того периода сохранилось и дошло до наших дней, и каждая из них является уникальным носителем народного мировосприятия древности.

Самобытный стиль русских икон Новгорода выделился уже в XIII веке и продолжал развиваться и трансформироваться в течение еще двух столетий. Опираясь на киевские традиции, новгородские мастера перерабатывали и усовершенствовали их.

Несмотря на то, что официальная Церковь диктовала в то время свои правила написания икон, все сильнее ужесточая каноны, новгородские мастера смогли привнести в живописные иконы черты исконно народной славянской культуры.

Иконы кисти русских художников из Новгорода отличаются некоторой архаичностью и примитивизмом. Фигуры святых коренастые и приземистые, а само изображение – нарочито плосткостное, линейное. При всем этом новгородскую иконопись отличают яркие «звенящие» краски, создающие атмосферу жизнелюбия и радости.

Работы новгородских мастеров находятся сегодня в самых крупных музейных хранилищах. Среди самых древних новгородских икон, дошедших до наших дней – «Спас Нерукотворный» - полотно, которое уже в XIII веке считалось святыней и образцом для подражания. В настоящее время икона хранится в Третьяковке.

К концу ХII-началу ХIII века относится икона «Облачное успение», происходящая из Десятинного новгородского монастыря и сегодня также хранящаяся в фондах Третьяковской галереи. К числу древнейших иконописных памятников Новгородской школы принадлежит также Богоматерь Умиление, находящаяся сегодня в Успенском соборе Московского Кремля.

Оценка старых икон Новгородской школы современными искусствоведами и культурологами позволяет говорить о высокой культурно-исторической значимости.

Фото: «Спас Нерукотворный». Новгородская школа иконописи. XII век. Собрание Государственной Третьяковской галереи. Спас Нерукотворный - двусторонняя выносная икона, на лицевой стороне написан образ Иисуса Христа в иконографии Спас Нерукотворный «на чрепии», на обороте — сцена Прославление креста.


Text.ru - 100.00%